Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, который возник по семейным обстоятельствам

    Сегодня на утренний кофе dv.ee пришла Катерина Ерёмина, совместно с мужем владелица и руководитель фирмы по продаже керамической плитки и обстановки для ванных комнат Plaadistuudio.

    Когда и где Вы начинали свой бизнес и почему именно этот?
    Это не был осознанный выбор, скажем так, семейные обстоятельства. Я родом из Питера, приехала в Таллинн в 2000 году, потому что вышла замуж за «плиточника», и членом правления его компании, которая до этого существовала лет 6, стала волей судьбы. Изначально по образованию я педагог, психолог, и большую часть своей жизни проработала в Питере, в крупной компании с очень серьёзной и разветвлённой структурой. Когда приехала в Эстонию, всё показалось таким маленьким, компактным, что захотелось сделать что-то большое и красивое, к ??????, ??????? ?????? ?? ???????? ?????????????????????, ??????? ?????? ?? ???????? ???????????????чему привыкла моя душа.
    ??????, ??????? ?????? ?? ???????? ???????????????
    Как почувствовали себя в роли хозяйки фирмы?
    Очень хорошо, как раз был стремительный рост строительства, всё было интересно, хотелось быть конкурентоспособными. Мы стали тогда единственной русской компанией в этом секторе и сделали упор на русского покупателя, которому в аналогичных эстонских салонах мешали языковой барьер, разница вкусов, представлений о доме, уюте, качестве и т.д. Мы заявили о бренде, вышли на современный уровень продаж, предложив не просто товар, а целый комплекс услуг по дизайну, обслуживанию, оборудованию. Упор сделали на средний класс, возраст 35 и выше, определив для себя покупателей как людей, повидавших мир, со сложившимися вкусами, тяготеющими к классике, которой на рынке было маловато. Очень важен был персонал, который я отобрала и обучила сама: взяла молоденьких девочкек, которых можно научить делать то, что нужно рынку, - уметь общаться с клиентом. Не прогадали, салон стал пользоваться популярностью, причём и среди русских, и среди эстонцев, в процентном соотношении 50 на 50.
    Как распределили свои обязанности с мужем?
    Конёк моего мужа, который по ходу дела оканчивал магистратуру по управлению бизнесом в Открытом университете Великобритании и постоянно применял свои знания на практике, - финансовое управление, операции, операционный контроль, мои обязанности - кадровая политика, структура фирмы, стратегическое планирование, выбор новых товарных групп. Конечно, дома мы постоянно между собой обсуждаем все вопросы, порой до глубокой ночи, но, выходя на рабочие места, делим обязанности.
    Откуда привозите товар?
    Мы в основном работаем с Испанией, откуда, собственно, ещё можно привозить плитку – Испания, Италия, Польша, Турция, Китай. Но вот с Италией и Польшей как-то не получилось, а с испанцами сотрудничество складывается хорошо. Мы каждый год посещали выставочный центр в Валенсии, где бывают представлены практически все испанские производители плитки и мебели, и подобрали испанские фабрики так, чтобы получить весь спектр продукции от эконом-класса до класса люкс, все виды материалов, фактур, качества и т.д. Потом, когда решили привозить паркет и обои, стали работать и с Германией. Вообще же, прежде чем ехать на выставку или фабрику, проводим большую предварительную работу, выясняем, что считается лучшим, какие фабрики как себя зарекомендовали, где себя позиционируют. Далее важен персональный контакт: как устанавливаются связи, есть ли продукция, нужная нашему рынку, - вот из такого симбиоза и вырисовывается партнёр.
    Как складывается сотрудничество в условиях кризиса?
    В Испании тоже сейчас много проблем, поэтому они относятся с пониманием ко взлётам и падениям нашего рынка, идут навстречу, готовы ждать. У них ведь тоже была «строительная жара», когда многие запускали новые линии, завозили новое оборудование, инвестировали в фабрики, а теперь произошла резкая остановка.
    Как и когда Вы сами почувствовали влияние кризиса?
    В прошлом году, но это было, как у бегуна, который взял разбег и которому трудно остановиться. Переоценили свои возможности, даже несмотря на то, что внутренне были готовы к тому, что будет непросто, но нам хотелось активного бизнеса: рынок рос, вместе с ним росли мы, построили огромный офис-склад, думая, что это понадобится рынку. Чувствовали, что кредитные обязательства начинают напрягать, оборот продаж начинает стремительно сокращаться, но развёрнутые обязательства были таковы, что остановить всё в один день было невозможно.
    Как удалось выйти из положения?
    Одним из первых сложных решений стало большое внутрибюджетное сокращение: сократили структуру до оптимальной для рынка, сократили кадры, торговые точки, продали здание, которое отстроили с такой любовью для себя, оставили один салон в Мустамяэ и создали творческий союз с салоном по продаже мебели NeoKlassika в центре Таллинна, поскольку подходим друг другу и по товарным группам и концептуально. Решили вместе продержаться то время, которое продиктует рынок.
    Не всё так печально, если решение найти удалось?
    Печаль в том, что наше желание быть активными никак не укладывается в возможности рынка. Как бы мы ни хотели работать, рынок в нашем секторе нам этого дать не может. Мы ищем, что можем изменить, привозим эконом-материалы, новые товарные группы, которые будут конкурировать по цене и качеству. Однако снижение оборота таково, что всё это нам самим становится всё менее и менее интересно, а в этом-то и печаль, когда для бизнесмена бизнес неинтересен, когда твои труды здесь никому не нужны. И возникает вопрос, а где и кому нужны, кто оценит твой колоссальный опыт и кто готов тебе за это платить?
    Смотрите на другие страны?
    Что делать, если Эстония не справляется с этим кризисом, а есть страны, в которых это не так трагично. Мы готовы проживать этот кризис, тем более, что это не первый кризис в нашей жизни, и мы не самые слабые из людей. Но когда видишь, что твоя страна в одном из самых грустных положений, и к тому же, помимо желания просто работать, зарабатывать деньги, мы несём ответственность за свою семью и будущее детей, невольно думаешь об Италии, Испании или Болгарии, Хорватии, Словакии...
    А нет желания просто изменить сферу деятельности?
    Есть и такое, у меня всегда параллельно был кабинет по психологическому консультированию, но если раньше я не могла уделять ему так много времени, то теперь могу совмещать приятное с полезным. Услуги по бизнес-консультированию сейчас очень востребованы, особенно кадровые вопросы, когда профессионалов на рынке рабочей силы много, но «отобрать жемчуг» нужно уметь. Я с удовольствием занимаюсь психологией, потому что вижу, насколько это востребовано, я вижу «горячего», заинтересованного клиента, который из основного нашего бизнеса пропал. Сейчас в салон часто заходят, с порога спрашивая, есть ли скидки, не называя даже, какой именно нужен товар!
    Настолько грустно?
    Не то слово, в первый момент вообще было ощущение, что упали «ниже плинтуса». Если раньше было 25 клиентов в день, из них 10-15 серьёзных и 5 масштабных, то теперь все проектные направления «сдулись», строительство заморожено, огромный товар на складе повис, а в день хорошо, если бывает 5-10 человек. И самое сложное - рабочий ритм. Если раньше в 2-3 недели можно было уложить весь цикл от момента, когда заходит клиент, до момента, когда он получает товар, то теперь 2-3 недели клиент только выбирает, торгуется, считает, меняет, а с фабрикой - свои обязательства, потому долго потом везём товар, долго ждём, когда заберут – и это уже не бизнес, а нервотрёпка!
    Относитесь ли Вы к числу бизнесменов, которые ждут в условиях кризиса какой-либо помощи от государства?
    Только не от государства! Помощь приятно получать, но неправильно ждать. Я вообще на своём веку не помню, чтобы откуда-то ждала помощи! Я отношусь к числу бизнесменов, которые ищут возможности, когда становится сложно работать. Я по природе своей «собака», которая встаёт в стойку и начинает крутить носом: где выход, где легче, где выгоднее, где преимущество, где силы, где деньги? А помощь от государства – нет! Я даже не считаю нужным тратить время на то, чтобы искать информацию, какого рода может быть помощь и где можно было бы её получить.
    Autor: Ольга Журьяри
  • Самое читаемое
Убытки Ford от производства электромобилей превысили миллиард
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.