Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    14& лет работы нелегалом

    В минувшем году в нашей стране был рассмотрен 71 случай незаконного приёма на работу иностранцев. В 63 случаях работодателей оштрафовали, в трёх - производство по делу прекратили, в пяти - ограничились устным предупреждением. Среди штрафников в основном фирмы, занимающиеся строительством, торгующие продуктами, работающие в металлообрабатывающей и пищевой промышленности, в сфере общепита.

    По словам пресс-секретаря Департамента гражданства и миграции (ДГМ) Маймо-Лий Паловеэр, в 2005 году зафиксировано 66 подобных случаев (в 58 - назначили штраф, в восьми - производство прекратили), в 2006 году - 98 случаев (в 81 – предпринимателей наказали рублём, в восьми - производство прекратили, в девяти - предупредили). За такие проступки Закон об иностранцах предусматривает для юридических лиц штраф до 50 000 крон.
    Главное, чтобы готовил вкусно
    Работодателей Размика Арутюняна, переехавшего в Эстонию в 1988 году, среди оштрафованных нет, потому что его увольняли сразу, как только узнавали о грядущей проверке. Названия фирм, в которых ему довелось работать, Арутюнян по понятным причинам не приводит, уточняя лишь, что их хозяева, среди которых были и эстонцы, принимали его на работу потому, что такие специалисты, как он, на дороге не валяются. Правда, трудиться на одном месте получалось не дольше полутора лет. И пришлось сменить, наверно, ресторанов десять.
    “А всё из-за того, что у меня нет документов, - рассказывает Арутюнян. - В 1994 году у меня украли бумажник с моим советским паспортом и правами. Я обратился в полицию, откуда меня послали в ДГМ.
    Но и там ничем не помогли, сказали, что для получения нового паспорта у меня нет ни одного нужного документа”. Единственным источником, в котором остались имя, фамилия и фотография Размика Арутюняна, является санитарная книжка. Для него, повара по профессии, она оказалась бесценным подарком судьбы. На основании этой книжки он проходил в поликлинике необходимые обследования и получал разрешение на работу в пищеблоке. По ней его и брали на работу.
    Так и жил бы себе Размик Арутюнян, если бы в ноябре прошлого года не попался на безбилетном проезде. Контролёры препроводили его в полицию. За “бездокументное” существование он получил сначала 15 суток, а 7 декабря 2007 года от Департамента гражданства и миграции - предписание покинуть Эстонию.
    В этот же день Размик Арутюнян подал ходатайство о предоставлении ему временного вида на жительство. Ходатайство приняли в производство.
    Сколько в стране нелегалов, неизвестно
    “В соответствии со статьёй 23 Закона об иностранцах работодатель должен проверять, чтобы у работающего на его предприятии иностранца имелось законное основание для работы в Эстонии, и работодателю запрещено заключать трудовой договор с иностранцем, не имеющим законного основания для работы в нашей стране, - комментирует пресс-секретарь ДГМ Маймо-Лий Паловеэр. - Если
    работодатель обнаружит, что у работника такого основания нет, он обязан прервать заключённый с ним договор”. Но чего уж при нынешней нехватке рабочих рук требовать от работодателей, если и само государство смотрит на проблему сквозь пальцы. “Точно назвать число живущих в Эстонии нелегалов, к сожалению, невозможно”, - признаётся Паловеэр.
    На просьбу описать среднестатистического нелегала пресс-секретарь ДГМ откликается так: “Портрет среднего нелегала - это сложно, поскольку ДГМ не составлял для себя такого. Всё же можно сказать, что в Эстонии доминирует постоянная и высокая иммиграция из третьих стран (государств, не являющихся
    членами Евросоюза), большей частью из СНГ и особенно – из России”.
    Как поясняет Маймо-Лий Паловеэр, после вручения предписания покинуть Эстонию человек получает возможность сделать это самостоятельно, высылка - крайняя мера. “Высылаются лица, в большом объёме не отвечающие миграционным правилам или не подчиняющиеся им, - говорит Паловеэр. - В 2005 году был выслан 51 человек, в 2006 году - 71, в 2007 году - 86”.
    “Вот мне выдали предписание покинуть Эстонию, а куда мне ехать? - вопрошает Размик Арутюнян. - Мои родители давно умерли. За годы, что живу здесь, я ни разу не бывал в Армении, не просил дать мне армянское гражданство”. Арутюнян обратился в Таллиннский административный суд с жалобой на решение Департамента гражданства и миграции, требуя отменить предписание.
    Первым делом – предписание
    “Вообще-то всё должно быть наоборот - сначала надо решить вопрос с видом на жительство, а потом, если Арутюняну откажут, делать предписание”, - рассуждает судья Элле Каск. Она резко отчитала представителя ДГМ Танеля Рюйберга: “Необходимо всегда взвешивать, что вы делаете. Предписания не
    стоит делать впопыхах, чтобы потом их было невозможно исполнить”. В ответ Рюйберг невозмутимо заявил, что ситуации, когда ДГМ предписывает лицу покинуть Эстонию, но в то же время рассматривает его ходатайство о виде на жительство, довольно обычны.
    На сегодняшний день личность Размика Арутюняна официально установлена. В июне Интерпол ответил на запрос ДГМ, подтвердив, что речь идёт о бывшем жителе Еревана, которому никогда не выдавался паспорт гражданина Армении.
    Суд призвал ДГМ ускорить процедуру рассмотрения ходатайства Арутюняна о предоставлении ему вида на жительство в Эстонии, отметив, что в случае положительного исхода предмет судебного спора отпадёт сам собой.
    Арутюнян очень надеется на то, что его положение в стране наконец будет узаконено, и впервые за последние четырнадцать лет он сможет устроиться на работу, как положено, прервав свой вынужденный
    отпуск, тянущийся с ноября минувшего года.
    РАБОТА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ:ПРАВИЛА УПРОЩАЮТСЯ
    14 июня вступили в силу изменения, внесённые в Закон об иностранцах. Их целью является упрощение процедур, связанных с работой иностранцев, и уточнение действующей регуляции. Срок получения от Департамента рынка труда
    разрешения на принятие на работу иностранца сократился с двух месяцев до трёх недель. Работодатель обязан выплачивать иностранцу зарплату, размер которой равен по меньшей мере средней зарплате, помноженной на коэффициент 1,24. Размер оплаты труда иностранца коррегируется при продлении временного вида на жительство или при новом ходатайстве о виде
    на жительство. Изменился также круг лиц, которым Департамент гражданства и миграции может в связи с работой предоставлять временный вид на жительство без согласия Департамента рынка труда и без выполнения требований
    по зарплате.
    ИСТОЧНИК: ДГМ
  • Самое читаемое
Infortar показал рекордные квартальные результаты
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Олави Лепп: руководитель работает во имя хорошего настроения
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.